14 ноября 2008 года
запланировано рассмотрение во втором чтении проекта закона
внесен Правительством РФ
22.05.2008 распоряжение Правительства РФ N 723-р
текст законопроекта, внесенного в ГД
пояснительная записка
02.06.2008 заключение Правового управления Аппарата ГД N вн.2.2-1/2201
23.06.2008 заключение Комитета ГД по безопасности N 24
27.06.2008 принят ГД в первом чтении постановлением N 709-5 ГД
текст законопроекта, принятого ГД в первом чтении
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
2) геномная информация - персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты определенного или определяемого физического лица или неопознанного трупа, не характеризующих его физиологические особенности;
5) федеральная база данных геномной информации - централизованная автоматизированная информационная система по обработке геномной информации, формирование которой осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным статьей 10 настоящего Федерального закона.
Статья 2. Цели государственной геномной регистрации
В Российской Федерации государственная геномная регистрация проводится для идентификации личности человека в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 3. Принципы государственной геномной регистрации
1. Государственная геномная регистрация проводится с соблюдением общепризнанных прав и свобод человека и гражданина и в соответствии с принципами законности, гуманизма и конфиденциальности.
Статья 4. Правовая основа государственной геномной регистрации
Правовой основой государственной геномной регистрации являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законодательство Российской Федерации об информации, о персональных данных, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Статья 5. Лица, в отношении которых проводится государственная геномная регистрация
В Российской Федерации проводится государственная геномная регистрация граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации (далее - иностранные граждане).
Статья 6. Виды государственной геномной регистрации
В соответствии с настоящим Федеральным законом в Российской Федерации проводится добровольная государственная геномная регистрация или обязательная государственная геномная регистрация.
Статья 7. Обязательная государственная геномная регистрация
1. Обязательной государственной геномной регистрации подлежат:
2) неустановленные лица, биологический материал которых изъят с мест происшествий.
2. Обязательной государственной геномной регистрации подлежат неопознанные трупы.
Статья 8. Проведение добровольной государственной геномной регистрации
1. Добровольная государственная геномная регистрация граждан Российской Федерации и иностранных граждан проводится на основании их письменного заявления и осуществляется на платной основе.
Статья 9. Проведение обязательной государственной геномной регистрации
1) учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, - в отношении лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
2) органами предварительного следствия, органами дознания и органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, - в отношении лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также неопознанных трупов.
Статья 10. Учет геномной информации
Учет геномной информации, полученной при проведении государственной геномной регистрации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.
1. Условия учета, хранения, передачи, использования и уничтожения биологического материала и обработки геномной информации, полученных при проведении государственной геномной регистрации, должны исключать возможность их утраты, повреждения, искажения, несанкционированных доступа к ним и передачи.
2. Государственные органы и учреждения, осуществляющие государственную геномную регистрацию, обеспечивают сохранность и использование биологического материала и геномной информации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации о защите информации и иными федеральными законами.
Статья 12. Сроки хранения геномной информации
Геномная информация, полученная при проведении государственной геномной регистрации:
1) граждан Российской Федерации и иностранных граждан, в том числе лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, хранится до достижения ими возраста 100 лет или установления факта их смерти;
2) лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, хранится 70 лет с момента получения;
3) неопознанных трупов хранится до установления личности умершего человека, но не более 70 лет.
Статья 13. Получение и использование биологического материала
1. Получение биологического материала для проведения государственной геномной регистрации осуществляется:
2) у лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, - учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы;
3) у лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, - государственными органами, осуществляющими производство по уголовным делам, с привлечением специалистов в области криминалистики и (или) судебной медицины;
4) от неопознанных трупов - учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения.
Статья 14. Получение и использование геномной информации
1. Получение геномной информации при проведении государственной геномной регистрации по поручению государственных органов, указанных в части 5 статьи 8 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, осуществляется:
2) из биологического материала, полученного у лиц, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, - учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения, и экспертными подразделениями государственных органов, осуществляющих производство по уголовным делам.
2. Геномная информация, полученная в результате проведения государственной геномной регистрации, используется в следующих целях:
2) розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации и иностранных граждан;
3) установление личности погибших и умерших лиц, чьи трупы не опознаны иными способами;
4) установление родственных отношений разыскиваемых (устанавливаемых) лиц.
Статья 15. Право на использование геномной информации
1. Право на использование геномной информации имеют суды, органы предварительного следствия, органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность.
Статья 16. Уничтожение геномной информации
1. Геномная информация, полученная в результате проведения государственной геномной регистрации, уничтожается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ее хранение, по истечении сроков хранения, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона.
1) лиц, прошедших добровольную государственную геномную регистрацию;
Статья 17. Прокурорский надзор
Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
Статья 18. Контроль за государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственную геномную регистрацию
1. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за деятельностью органов и учреждений, осуществляющих государственную геномную регистрацию.
2. Ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений, осуществляющих государственную геномную регистрацию, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется соответствующими нормативными правовыми актами.
Действия (решения) должностных лиц государственных органов, проводящих государственную геномную регистрацию, нарушающие права и свободы человека и гражданина, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Финансирование мероприятий по проведению государственной геномной регистрации
Финансирование мероприятий по проведению государственной геномной регистрации, хранению и использованию геномной информации и биологического материала осуществляется за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года.
Президент Российской Федерации |
|
Разработка законопроекта обусловлена необходимостью установления правовых основ превентивного получения, хранения и использования для идентификации личности человека биологического материала и содержащейся в нем индивидуальной информации об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) человека (геномной информации), отдельных категорий граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, в том числе с терроризмом и экстремизмом, а также установления по неопознанным трупам личности человека, розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Идентификация личности методом ДНК-анализа в России является одним из перспективных направлений использования научно-технических достижений в правоохранительной деятельности и оказывает значительную помощь в расследовании серийных и заказных убийств, изнасилований и других тяжких и особо тяжких преступлений.
Использование на законодательной основе геномной информации, в том числе в форме создания соответствующих учетов, осуществляется правоохранительными органами Великобритании, США, Канады и ряда других стран.
В рамках проведения государственной геномной регистрации будет сформирована федеральная база данных геномной информации по неопознанным трупам, неустановленным лицам, биологический материал которых изъят с мест происшествий, а также лицам, осужденным и отбывающим наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Это позволит существенно повысить эффективность работы по установлению личности погибших и умерших лиц, чьи трупы не опознаны иными способами, по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в первую очередь террористических актов, убийств и изнасилований.
Проведение государственной геномной регистрации будет служить сдерживающим фактором для лиц, склонных к совершению преступлений, а следовательно, иметь профилактическое значение и позитивно влиять на криминогенную ситуацию в стране.
Целями законопроекта являются определение принципов проведения и видов государственной геномной регистрации в Российской Федерации, определение объектов и субъектов государственной геномной регистрации, а также установление основных требований к ее проведению, хранению и использованию биологического материала и обработке геномной информации.
Введение в действие предлагаемого закона потребует финансирования за счет средств федерального бюджета по двум основным направлениям: оснащение сети специализированных лабораторий ДНК-анализа государственных судебно-экспертных учреждений и ежегодное обеспечение соответствующих федеральных органов исполнительной власти необходимыми расходными материалами.
Для реализации законопроекта потребуется издание акта Правительства Российской Федерации. Такой акт должен предусматривать порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации, определение порядка межведомственного взаимодействия при проведении геномной регистрации, а также установление общего требования к хранению и уничтожению биологического материала и геномной информации.
Кроме того, данный акт должен предусматривать порядок проведения добровольной государственной геномной регистрации, ее стоимость, закрепление основных требований к хранению и уничтожению биологического материала, а также геномной информации, получаемой на добровольной основе.
Государственная
геномная регистрация предусматривает получение, хранение и использование в
целях идентификации личности человека биологического материала и содержащейся в
нем индивидуальной информации о строении дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) физического
лица (геномной информации). Совокупность геномной информации, получаемой в ходе
государственной геномной регистрации, приведет к формированию в Российской
Федерации информационного массива -
федеральной базы данных геномной информации (далее - ФБДГИ).
МВД России с учетом
ограниченных возможностей федерального бюджета в
В
Планируемое на
МВД России - 17300 тыс. рублей,
ФСИН России - 31500 тыс. рублей,
Минздравсоцразвития России - 51200 тыс. рублей.
В
1) дополнительных расходных материалов для исследований ДНК следов биологического происхождения (цена одного исследования - 3600 рублей), в том числе для МВД России - 17300 тыс. рублей (4805 исследований), для Минздравсоцразвития России - 7200 тыс. рублей (2000 исследований);
2) специальных носителей для хранения биологического материала живых лиц, осуждаемых и отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (для ФСИН России) - 31500 тыс. рублей (цена одной карты 252 рубля, минимальная потребность - 125000 карт для 1/2 количества осуждаемых к лишению свободы ежегодно);
3) специальных контейнеров для хранения и пересылки биологического материала от неопознанных трупов (для Минздравсоцразвития России) - 14000 тыс. рублей (цена одного контейнера 1000 рублей, потребность 14000 контейнеров - по количеству трупов, остающихся неопознанными каждый год);
4) 5 автоматизированных комплексов ДНК-анализа (для Минздравсоцразвития России) - 30000 тыс. рублей (цена одного комплекса - 6000 рублей).
В
МВД России - 963200 тыс. рублей,
ФСИН России 158760 тыс. рублей,
Минздравсоцразвития - 208400 тыс. рублей.
В
1) специальных носителей для хранения биологического материала живых лиц, осуждаемых и отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (цена одной карты - 252 рубля). Количество осуждаемых к лишению свободы - 250000 человек. Численность лиц, отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в год - 380000 человек. Итого - 158760 тыс. рублей (для ФСИН России);
2) специальных контейнеров для хранения и пересылки биологического материала от неопознанных трупов. Цена одного контейнера - 1000 рублей. Количество трупов, остающихся неопознанными каждый год, - 14000. Итого - 14000 тыс. рублей (для Минздравсоцразвития России).
3) 30 автоматизированных комплексов ДНК-анализа (цена одного комплекса 6000 тыс. рублей):
для/Минздравсоцразвития России 15 комплексов - 90000 тыс. рублей, для МВД России 15 комплексов - 90000 тыс. рублей;
4) расходных материалов на проведение ДНК-анализа (цена одного исследования - 3600 рублей):
МВД России (187000 исследований) - 673200 тыс. рублей,
Минздравсоцразвития России (29000 - 104400 тыс. рублей;
исследований)
5) 15 программно-технических комплексов регионального уровня по цене 10000 тыс. рублей за единицу и одного комплекса федерального уровня по цене 50000 тыс. рублей за единицу для МВД России. Общая стоимость - 200000 тыс. рублей.
В последующие годы предполагается продолжить формирование ФБДГИ.
Учитывая вышеизложенное, при формировании проекта федерального бюджета на 2009 - 2011 гг., бюджет принимаемых обязательств составит:
в
в
В целях поэтапной реализации норм, содержащихся в законопроекте, конкретные суммы необходимых средств будут определяться при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Принятие проекта федерального закона "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие законодательные акты:
Федеральный закон от
12 августа
Закон Российской
Федерации от 18 апреля
Закон Российской
Федерации от 21 июля
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;
Основы
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные
Верховным Советом Российской Федерации 22 июля
Кроме того, принятие законопроекта влечет за собой необходимость издания акта Правительства Российской Федерации, определяющего порядок проведения добровольной государственной геномной регистрации и ее стоимость, порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации, а также порядок учета, хранения, использования и уничтожения биологического материала и обработки геномной информации.
Предлагаем срочно направить протестные телеграммы примерно такого содержания:
Председателю Государственной Думы РФ
Москва, Охотный ряд, д.1
Протестую против принятия закона О
государственной геномной регистрации .
Требую ввести запрет на создание банка образцов геномов людей.
Подпись, адрес места
проживания